Знову в ПАРЄ: передумови та наслідки повернення російської делегації

Знову в ПАРЄ: передумови та наслідки повернення російської делегаціїЯкименко Ю., мл. науч. сотр. ФПУ НБУВ

Политические предпосылки и последствия возвращения российской делегации в ПАСЕ в оценках СМИ

 

25 июня Парламентская ассамблея Совета Европы поддержала проект резолюции, который изменил процедуру наложения санкций на национальные делегации. Решение, поддержанное большинством депутатов, создало предпосылки для возможности восстановления Россией своих прав в этой организации.

26 июня резолюцию, позволяющую вернуть российскую делегацию в ПАСЕ, в полном составе поддержали делегации Италии и Франции. Также в полном составе поддержали резолюцию Австрия, Азербайджан, Кипр, Испания, Исландия, Ирландия, Норвегия, Португалия, Словакия, Сербия, Сан-Марино и Турция. Частично резолюцию поддержали Армения, Бельгия, Швейцария, Чехия, Дания, Германия, Финляндия, Хорватия, Лихтенштейн, Молдова, Румыния и Нидерланды. Украина и Грузия высказались против в полном составе. Также против высказалось большинство делегатов из Польши, Литвы, Латвии, Британии, Эстонии и Швеции.

Как отмечается в документе, ПАСЕ «призывает Москву выполнить все рекомендации, включенные в резолюции 1990 (2014 г.), 2034 (2015 г. ) и 2063 (2015 г.)», в которых упоминаются возвращение Крыма и соблюдение Минских договоренностей. Принятая резолюция предполагает, что «российская делегация должна без каких-либо дальнейших проволочек вернуться к сотрудничеству с Мониторинговым комитетом и всеми другими комитетами ассамблеи и вступить в конструктивный диалог о выполнении своих обязательств». ПАСЕ также призвала Россию освободить 24 украинских военнослужащих, которые были задержаны в Азовском море в ноябре прошлого года. Также организация призвала РФ «немедленно выплатить все взносы, причитающиеся в бюджет Совета Европы».

ПАСЕ ожидает, что «ее четкое предложение о диалоге будет взаимным и приведет к конкретным результатам». Также предполагается, что не позднее апрельской сессии 2020 г. Мониторинговый комитет ПАСЕ представит доклад о выполнении Россией своих обязательств, связанных с членством в организации.

По словам пресс-секретаря президента РФ Д. Пескова, резолюцию следует расценивать как «победу здравого смысла», а ПАСЕ не может полноценно работать без участия в ней российской делегации. При этом представитель Кремля отказался называть резолюцию дипломатической победой России. «По своей сути это такой первый серьезный шаг, идущий вразрез с санкционной политикой, которая проводилась в отношении России на протяжении последних пяти лет», – прокомментировала решение спикер Совета Федерации В. Матвиенко.

О разрыве «санкционной цепи» заявил и глава российской делегации в ПАСЕ вице-спикер Госдумы П. Толстой. «Слово “победаˮ в данном случае неуместно, потому что мы ни с кем не воюем, но это возможность полноценно представлять интересы нашей страны в самой старой парламентской организации Европы, возможность закончить с украинской пропагандой, это прежде всего разрыв санкционной цепи, которую пытаются ковать вокруг России наши недоброжелатели», – высказался он о решении ПАСЕ.

Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по международным делам А. Чепа высказал мнение, что решение ПАСЕ – важный шаг как для России, так и для других европейских стран. «Россия с 2014 г. не участвовала в обсуждении насущных и сложных мировых проблем. Мы – полноправное европейское государство, и все эти вопросы нас напрямую касались, – заявил он. – Полноценное и полноправное возвращение России на такую дискуссионную площадку принципиально важно для всех» (URL: https://russian.rt.com/world/article/644787-pase-rossiya-vosstanovlenie-polnomochiya).

В то же время, комментируя положения резолюции о возвращении полномочий РФ в ПАСЕ, заместитель главы российской делегации в ассамблее С. Кисляк заявил, что речь идет о «наборе политических заявлений». По его словам, российская сторона может соглашаться или не соглашаться с этими заявлениями, но готовность работать над предложенной повесткой дня у Москвы есть.

В знак протеста против такого решения украинская делегация решила приостановить работу в ПАСЕ и покинула зал заседаний. Также представители Украины в ПАСЕ обратились к Верховной Раде, требуя срочного рассмотрения вопроса остановки участия Украины в работе организации. Кроме того, члены украинской делегации обратились к Президенту и МИД по поводу определения дальнейшего участия Украины в органах Совета Европы.

Украинская сторона также предпринимала попытки заблокировать работу российской делегации в ПАСЕ, предлагая перенести или отложить рассмотрение поправок к резолюции о приглашении парламентариев из РФ на ассамблею. Кроме того, члены украинской делегации предложили более 200 поправок к тексту резолюции, из-за чего ее рассмотрение затянулось почти на девять часов.

Впоследствии глава украинской делегации В. Арьев заявил, что вопрос о дальнейшем пребывании Украины в ПАСЕ предстоит решать новому составу Верховной Рады, который определится по итогам назначенных на 21 июля парламентских выборов.

Как подчеркнул глава украинского МИД П. Климкин, Совет Европы, приняв решение вернуть в ПАСЕ российскую делегацию, утратил украинское доверие. В связи с этим было принято решение отозвать посла Украины при Совете Европы Д. Кулебу.

Кроме того, национальные делегации семи стран-членов ПАСЕ 26 июня заявили о совместных действиях в ответ на безусловное подтверждение полномочий и возвращение всех прав в ассамблее российской делегации. В частности, сессию ПАСЕ для проведения консультаций со своими парламентами и правительствами о совместных действиях в ассамблее на следующих сессиях покинули члены делегаций Эстонии, Грузии, Латвии, Литвы, Польши и Словакии.

«Безусловно, восстановления прав российской делегации без выполнения ни одной из многочисленных требований ассамблеи противоречит основным ценностям Совета Европы и ее уставу. Этот шаг посылает очень неправильный сигнал стране, которая прибегла к вооруженной агрессии, к отравлениям, не соблюдает права своих граждан и стремится дестабилизировать демократии в Европе, – говорится в документе, подписанном представителями делегаций семи стран. – Мы желаем удачи новоизбранному генеральному секретарю и надеемся, что она найдет способ решения этого беспрецедентного кризиса доверия, который был создан на этой неделе». Как заявила представительница латвийской делегации в ПАСЕ Л. Озола, будущее Совета Европы находится под угрозой в целом, поскольку «Совет Европы теряет доверие людей, которых он защищает» (URL: https://korrespondent.net/world/4111877-rf-v-pase-sem-stran-obiavyly-demarsh).

Против решения ПАСЕ о возвращении полномочий российской делегации высказался временный поверенный в делах США в Украине У. Тейлор. «Вы знаете, что США не является членом Совета Европы, и вы также знаете, что мы выступали против возвращения России в ПАСЕ и четко выражали свою позицию», – сообщил он. У. Тейлор также подчеркнул, что, по мнению США, Россия не должна включать в состав делегаций, а ЕС и Совет Европы принимать у себя тех россиян, которые находятся в санкционном списке Евросоюза и США.

Некоторые наблюдатели отмечают, что возвращение России в состав ПАСЕ стало итогом реализации государственной политики Германии и Франции, направленной на нормализацию отношений с РФ, в первую очередь по соображениям экономического характера. В течение последних двух лет Россия, относящаяся к числу крупнейших доноров организации, не платила взносы в ПАСЕ. Ее долг, составивший уже около 70 млн евро, создавал серьезную проблему для бюджета ПАСЕ.

Кроме того, отмечают наблюдатели, важным для Германии проектом остается запуск газопровода «Северный поток-2». В развитии экономического сотрудничества с Россией заинтересована и Франция. Премьер-министр Великобритании Т. Мэй подчеркивала ранее, что членство в ПАСЕ является «одним из немногих доступных способов международного сообщества привлечь Россию к ответственности за нарушение ею прав человека».

«Пора лишаться иллюзий и называть вещи своими именами: вчерашнее решение ПАСЕ – это предательство Европой не только Украины, но и себя, и своих же принципов. Потому что возвращение России в ПАСЕ – это не про демократию, не про права человека и не про ценности. Это решение банально – про деньги. Российские санкции “наказания рублем” оказались сильнее европейских ценностей и пафосных выступлений евроделегатов», – заявил о решении ПАСЕ депутат украинского парламента М. Найем (URL: https://strana.ua/articles/208074-pochemu-rossiju-vernuli-v-pase-i-kak-reahiruet-ukraina.html).

«Это первая крупная дипломатическая и информационная победа РФ по линии европейских бюрократических структур и серьезный минус украинской дипломатии. Тут можно поставить минус и Президенту, так как им не была достаточно обговорена позиция в диалоге с Францией и Германией», – комментирует ситуацию политолог О. Постернак.

«Делегация Франции и Германии проголосовали практически полным составом за то, чтобы изменить уставные документы ПАСЕ. Мы сейчас зависли, что дает российскому лобби в Европе действовать по своему усмотрению», – отмечает политический эксперт С. Кушнир (URL: https://comments.ua/politics/626970-eksperty-o-vozvraschenii-rf-v-pase-ukraina-poluchila-poschechinu.html).

В то же время, как отмечает О. Постернак, демарш украинской делегации в ПАСЕ может стать началом затяжного конфликта и ограничить возможности Украины влиять на дальнейшие события.

Эксперты также сходятся во мнении, что поддержка резолюции делегацией Нидерландов на фоне обнародования новых доказательств причастности России к катастрофе Boeing МН17 имеет под собой экономическое основание и не отразится на намерении привлечь виновных к ответственности. «Голосование – это тренд стран, желающих иметь лучшие или хотя бы улучшенные отношения с РФ, исключительно с точки зрения своих бизнес-интересов», – заключает политолог В. Мокан (URL: https://comments.ua/politics/626970-eksperty-o-vozvraschenii-rf-v-pase-ukraina-poluchila-poschechinu.html).

Как подчеркивают эксперты, исключение России из ПАСЕ ограничивало зону функционирования организации и снижало ее политический вес, и эти соображения оказались более весомыми, чем протест Украины.

«ПАСЕ, Германия и Франция понимают, что если из Совета Европы выйдет Россия или, например, Азербайджан, будут проблемы не только по Европейскому суду по правам человека. Это все риторика, отмазки. Это прежде всего поставит под большой вопрос в целом смысл существования этой организации и ее эффективности. Кроме того, очень важный вопрос – это финансирование, неполученные от России десятки миллионов поставили в очень плохое положение европейскую демократию, которая под давлением финансовой части начали активно искать механизмы возвращения России. В целом, у ПАСЕ не было выбора и она пошла по предсказуемому варианту. А мы, как всегда, не можем воспользоваться конъюнктурой, чтобы выторговать наши интересы», – комментирует ситуацию политолог Р. Бортник (URL: https://strana.ua/articles/208074-pochemu-rossiju-vernuli-v-pase-i-kak-reahiruet-ukraina.html).

По мнению эксперта по международным вопросам А. Каракуца, возвращение России в состав Парламентской ассамблеи Совета Европы – опасный прецедент, который Москва может использовать, чтобы избавиться от европейских санкций, хотя само по себе возвращение российской делегации права голоса в ПАСЕ к отмене санкций не приведет. «Снимать санкции ЕС не будет, потому что они привязаны к Минским договоренностям. Тем не менее, это действительно опасный прецедент: что санкции могут быть отозваны с учетом каких-то юридических резолюций и т. д.», – считает эксперт.

По его мнению, Россия может инициировать выполнение части Минских договоренностей, а затем использовать это для ослабления «санкционного зажима» (URL: https://www.obozrevatel.com/politics/opasnyij-pretsedent-stalo-izvestno-chem-grozit-vozvraschenie-rossii-v-pase.htm).

«Причины, по которым члены российской делегации в ПАСЕ пять лет назад были лишены права голоса, не устранены. При этом к ним добавились новые случаи нарушения принципов Совета Европы. Поэтому возвращение российских депутатов в ассамблею может стать ударом, от которого Совет Европы быстро не оправится. Значимость Совета Европы в данный момент и без того уменьшается», – пишет немецкий обозреватель Р. Фезер. По его мнению, «внешняя политика ФРГ, направленная на то, чтобы оставить Россию в Совете Европы, откатилась назад к, как казалось, уже устаревшей модели отношений с Москвой, при которой уступки путают с диалогом. При этом аргументы в пользу того, чтобы Россия сохранила членство в ПАСЕ, действительно есть. Например, это возможность 140 млн россиян обращаться в Европейский суд по правам человека. Однако полагать, что Совет Европы важен российским властям именно как организация по защите прав человека, – недопустимая иллюзия. Ведь для них речь идет лишь о триумфе победы над санкциями, наложенными в связи с агрессией России против Украины» (URL: https://www.dw.com/ru/faz).

Эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии А. Попов считает, что принятие резолюции, позволяющей России вернуться к работе в ПАСЕ, не означает для РФ полной дипломатической победы. «То изменение Регламента, которое предложено вчерашней резолюцией, создает немалые возможности для санкций. В докладе П. де Суттер перечислен подробный перечень, какие права имеют депутаты ПАСЕ: голосовать, выступать, быть представленными в органах. Это, конечно, очень важно. Есть права подавать поправки, инициировать резолюции и ряд других, ликвидация которых существенно ограничит возможности любой делегации. Кроме того, этот проект предполагает, что ПАСЕ должна рассмотреть возможность введения индивидуальных санкций против членов делегации», – отмечает он.

Эксперт напоминает также, что ст. 10 Регламента ПАСЕ сохраняет возможность аннулирования полномочий делегации. «Именно такой санкцией РФ угрожали в 2015 г. Ведь Россию лишали права голоса в ПАСЕ в связи с украинскими событиями дважды: в 2014 г. в апреле, а потом в 2015 г., где произошел этот демарш, потому что в январской резолюции был пункт, что, если Россия не выполняет какие-то условия, ПАСЕ на июньской сессии аннулирует полномочия российской делегации – не рассматривает такую возможность, а именно аннулирует. Чтобы избежать этой ситуации, Россия и отозвала тогда своих депутатов», – отмечает А. Попов.

«Я не верю, что будет развиваться сценарий с угрозой аннулирования полномочий, потому что в апреле принята резолюция, что в том случае, если страна нарушает устав Совета Европы, должен работать механизм “тройкиˮ – этот вопрос должен обсуждаться совместно Комитетом министров, представителями ПАСЕ и генеральным секретарем. То есть как будет работать этот механизм – какие-то регламентные нормы по этому поводу не прописаны, но Комитет министров в той резолюции, в которой, как считается, он создал возможности для возвращения в ПАСЕ России, принятой в мае в Хельсинки, приветствовал это решение, что такой механизм нужно создать в кратчайшие сроки. Поскольку, как я понимаю, в Комитете министров действует принцип консенсуса, т. е. без согласия России там трудно что-то сделать или же попросту невозможно, и ПАСЕ нуждается во взносах, то принятие варианта с аннулированием полномочий я не предполагаю практически реализуемым. Но что будет давление в каких-то других формах, для меня бесспорно», – рассуждает эксперт (URL: https://ukraina.ru/interview/20190626/1024023071.html).

Добавим, что министр иностранных дел Украины называл желание европейского истеблишмента договориться с Россией «за спиной» Украины – и за счет ее национальных интересов.

Некоторые СМИ также сообщали, что между странами Запада и Россией еще до того, как в Украине был избран новый Президент, существовали непубличные договоренности, которые предусматривали также освобождение пленных украинских моряков и возвращение Украине захваченных судов. Этот план предполагал возвращение России полномочий в ПАСЕ и допуск мониторинговой миссии Совета Европы на территорию Крыма. Действительно ли такой план существовал и насколько высока вероятность его реализации, может стать ясно уже в ближайшее время.

 

Якименко Ю. Політичні передумови і наслідки повернення російської делегації в ПАРЄ в оцінках ЗМІ [Електронний ресурс] / Ю. Якименко // Україна: події, факти, коментарі. – 2019. – № 13. – С. 40–45. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/ukraine/2019/ukr13.pdf. – Назва з екрану.