Інтерес до України: згасання чи «затишшя»?О. Ворошилов, ст. науч. сотр. «СІАЗ» НБУВ, канд. ист. наук

Украинский вопрос: тенденции и оценки экспертов

 

Вопрос о том, как воспринимают Украину в мире, актуализировался после победы Д. Трампа на президентских выборах в США. Сегодня много говорят о том, что ныне наша страна становится разменной монетой в процессе анонсируемой очередной «перезагрузки» в отношениях США – РФ.

Впрочем, как отмечают эксперты, предвыборный популизм Трампа-кандидата совсем не предопределяет его деятельность на посту президента, в том числе и в вопросе поддержки Украины.

В данном контексте следует отметить, что предыдущая администрация Б. Обамы, на словах поддерживавшая Украину в ее борьбе против агрессии РФ, на практике могла бы сделать значительно больше (так, был принят законопроект о выделении 350 млн долл. на поддержку ВСУ. Для сравнения – эта сумма равна двухнедельной «субсидии» армии Ирака, сражающейся против ИГИЛ...).

Как отмечает в этой связи координатор общественной кампании «Евро-патруль» Н. Воробьев, Б. Обама – единственный президент США, который ни разу не приехал в Украину, и публично окрестил эту страну зоной интересов России.

Поэтому неудивительно, по его словам, что сейчас в Вашингтоне тема Украины ушла с передовиц, она даже не входит в топ-10 обсуждаемых тем. Главными международными темами на сегодняшний день там являются Сирия, Ближний Восток, ракетные испытания Северной Кореи и т. д. «Поэтому Украины сейчас нет в заглавиях передовых СМИ, как это было еще год назад. Приоритетность спала», – констатирует Н. Воробьев.

Впрочем, как считает дипломат, директор Координационного бюро европейской и евроатлантической интеграции Секретариата Кабмина Украины В. Трюхан, Вашингтон никогда не потеряет интерес к Украине. Он прогнозирует, что разница в поведении Д. Трампа до и после инаугурации будет значительной. Дипломат отмечает, что в статусе кандидата в президенты республиканец слишком злоупотреблял популизмом и заявлениями, не подкрепленными конкретикой и убедительными фактами. Напротив, сейчас, когда Д. Трамп официально вступил в должность президента США, он будет обязан опираться на экспертизы, которые ему будут предоставляться соответствующими министерствами, специалистами, советниками.

Не стоит также думать, что с приходом Д. Трампа к власти Вашингтон потеряет интерес к Украине, убежден В. Трюхан: «США – это глобальная страна, которая имеет свои интересы по всему земному шару, а Украина – ключ к стабильности на европейском континенте», – убежден дипломат. Он прогнозирует, что новая администрация Белого дома даже больше будет бороться за Украину, чем это делала предыдущая.

Со своей стороны, политолог А. Решмедилова также отмечает, что во внешней политике президенту П. Порошенко удается добиться того, чтобы Украина присутствовала в международной повестке дня, но интерес постепенно угасает. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты экспертного опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы имени Илька Кучерива». «Петру Алексеевичу удается, чтобы Украина присутствовала в международной повестке дня, но не более того. К нам снижается интерес как к горячей точке, интерес как к стране перспективной снижается, инвестиции так и не зашли. Все это бьет по имиджу. И гарант Конституции должен всегда максимально улучшать имидж. А у нас в этом направлении – и по имиджу страны, и по личному имиджу – опять провалы», – считает А. Решмедилова.

О данной тенденции говорит и представитель группы Европейской народной партии И. Штефанец, отмечающий, что Украина уже не занимает приоритетное место для ЕС. Причиной этого является отвлеченность Европы на свои внутренние проблемы.

«Два года назад Украина была приоритетом номер один, а сейчас она номер четыре или пять, потому что появились другие проблемы – такие как Сирия, миграция, Brexit. Сейчас в ЕС есть много внутренних проблем», – заявил политик.

По его словам, поддерживающие Украину в ЕС силы на данный момент проигрывают в популярности пророссийским течениям в Европе. И ситуация здесь выглядит не очень позитивно. Пророссийское лобби сейчас угрожает даже целостности ЕС, отметил И. Штефанец. И в данной ситуации эффективным противодействием таким тенденциям будет предоставление информации о действительном положении вещей, считает евродепутат.

Он подчеркнул, что главной ролью европейско-украинской делегации в Европарламенте является продвижение Украины и всех сопутствующих вопросов, связанных с поддержкой успешного взаимодействия в экономической и политической сферах с ЕС.

По мнению политолога, директора украинского филиала Института стран СНГ Д. Денисова, «для Европы на данный момент ключевой является проблема беженцев. Она актуализировалась в последнее время, причем достаточно неожиданно и, таким образом, фактически прекратила действие Шенгенского соглашения внутри Европы ... Разумеется, для ЕС это становится ключевой проблемой, а Украина отходит на второй план». С другой стороны, по словам эксперта, сосредоточенность Европы на проблемах беженцев вовсе не означает, что Украине не будут помогать финансово.

И даже от самых сильных стран ЕС, таких как Германия и Франция, исходили решения о финансовой поддержке Украины. Поэтому охлаждение к проблемам Украины со стороны ЕС Киеву особо ничем не грозит, заверяет политолог. «Может ли трудная ситуация в Европе повлиять на прекращение финансовой помощи Украине? Это под большим вопросом. Франция и Германия не являются основными государствами, от которых идет финансовая помощь Украине. Основным игроком здесь являются США. А на них поток беженцев в Европу никак не повлиял. В общей политической конъюнктуре для США сложности ЕС влияют позитивно, ослабляя экономического конкурента – Европейский Союз», – подводит итог Д. Денисов.

В данном контексте следует отметить, что на сайте Высокого представителя ЕС по внешней политики и безопасности Ф. Могерини появился перечень ее целей и приоритетов на этой должности на 2017 г. Среди них есть также продолжение усилий ради проведения реформ в Украине.

С чем связано стремление Ф. Могерини помочь Украине рассказал политолог-международник А. Кучухидзе: «Откуда такой интерес у Европейского Союза к реформированию Украины? ЕС считает, что если вокруг ЕС будет кольцо стабильных государств, соответственно и безопасность ЕС будет более сильной. То есть, условия безопасности будут более стабильными и уменьшается вероятность каких-либо кризисных моментов или роста транснациональных угроз. Поэтому и в этом году, и в последующих, пока Украина не покажет эффективный результат создания государственных институций, системы государственного управления, Европейский Союз не будет снимать требования по внутреннему реформированию», – считает эксперт.

Несмотря на это, интерес к Украине уменьшается даже в Польше, традиционно считающейся ее адвокатом в ЕС. Как отмечает Е. Хащинский на страницах Rzeczpospolita, страна страдает от агрессии своего большого соседа, а тем временем в Польше интерес к ее судьбе уменьшается. «Стоит вспомнить, как после падения ПНР польские политики, дипломаты, эксперты и публицисты повторяли, что главной целью нашей политики на постсоветском Востоке будет поддержка ориентированного на запад украинского государства. Какой бы не была цена (и отношения с Россией) и какими бы несовершенными не были лидеры, которые руководят в Киеве. Мы должны и дальше поддерживать Украину. Вместе с тем, надо учитывать, что больше эта страна не может ни на кого опереться», – пишет он.

Обозреватель считает, что двери ЕС и НАТО для Украины сейчас закрыты. И в ближайшем будущем их вряд ли снова откроют. Поэтому остается только поддерживать ее суверенитет всеми возможными способами. И польскую политику в этом деле должны определять три фактора. Во-первых, поддержка Украины для Польши – это вопрос собственной безопасности. «Проще это можно выразить утверждением: когда Кремль оккупирует Киев, он там не остановится», – говорится в статье. Во-вторых, Польша должна быть ответственной. В частности, стоит помнить, что именно она, ее политики и интеллектуалы годами работали над проектом «Восточного партнерства», из-за успеха которого В. Путин пошел войной против Украины. Партнерство показалось ему способом для Киева вырваться из российской империи. В‑третьих, польскую политику в отношении поддержки Украины, по мнению автора, должна определять историческая правда. Он убежден, что Варшава не должна забывать о Волынской трагедии, «за которую ответственны герои нынешней Украины, которая борется одновременно с российской агрессией и советским прошлым».

Если же затрагивать экономический аспект данного вопроса, то, как отмечает 22-й министр обороны США (2006–2011 гг.) Р. Гейтс, который в 1991–1993 гг. также возглавлял ЦРУ, очень важно, чтобы Украина «свой дом привела в порядок».

«Думаю, что тот месседж от Украины, который должен исходить в адрес и новой администрации США, и Европы, и бизнес-сообществ, что серьезные шаги предпринимаются в отношении внутренних реформ, условия для иностранных инвестиций улучшаются, и что есть новые возможности в Украине», – подчеркнул экс-министр обороны США.

По его мнению, только когда европейский и американский бизнес и лидеры будут больше уверены в том, что в стране идет борьба с коррупцией, и что здесь можно вести бизнес, тогда можно будет начать говорить о каких-то будущих отношениях.

По его мнению, у Украины есть шанс, даже пока конфликт с РФ остается неразрешенным, привлечь в страну крупный западный бизнес, что подтверждает рост агросектора и успех на нем западных компаний.

«Но у иностранного бизнеса должна быть уверенность, что они не будут иметь дело с коррупцией, иначе они не придут», – подчеркивает Р. Гейтс.

Именно поэтому западные кредиторы продолжают требовать от украинского правительства проведения пенсионной реформы для снижения дефицита ПФ, свободной продажи земли и, самое главное, – решительной борьбы с коррупцией, по поводу которой высказываются довольно скептически, говоря даже о ее имитации.

«Украина продемонстрировала прогресс и создала новые институции, в частности Национальное антикоррупционное бюро, а также обязала чиновников декларировать доходы и имущество в электронном виде. Но ощутимых результатов по преследованию и осуждению коррумпированных чиновников высокого уровня и возврату доходов от коррупции до сих пор не достигнуто», – так подытожили в МВФ промежуточные результаты программы своей помощи Украине после ноябрьского визита в Киев.

Неудовлетворительно оцениваются и попытки власти привлечь в страну иностранных инвесторов. В частности отмечается, что за последние три года в страну так и не пришла ни одна мощная западная корпорация с проектами по строительству производственных мощностей. За редким исключением (например, открытие японской Fujikura завода по производству автокомпонентов во Львове) инвестиции в Украину продолжают заходить либо из оффшорных компаний украинских крупных бизнесменов, либо на расширение и поддержку уже работающих здесь предприятий с иностранным капиталом. К примеру, в 2016 г. основными инвесторами в Украину стали международные банковские группы, выполнившие требования Нацбанка по докапитализации своих дочерних учреждений. При этом живые деньги в большинстве случаев в страну даже не заходили – материнские компании просто переоформляли ранее выданные украинским дочкам «кредиты» как вливания в капитал.

Как отмечали участники Киевского международного экономического форума, прошедшего в октябре 2016 г., инвестиционный интерес к Украине сдерживается неблагоприятными условиями ведения бизнеса в стране.

Так, по словам посла Канады в Украине Р. Ващука, канадские инвесторы изъявляют большой интерес к приходу или расширению деятельности в Украине. В то же время их интересуют и определенные гарантии защиты инвестиций.

«Не должно быть разделения на крупные и мелкие инвестиции, которые можно проигнорировать. То, что в настоящее время происходит с попытками санации агрохолдинга”Мрия”, – события в судах и других инстанциях, – является примером того, как это не должно происходить», – отметил посол.

Со своей стороны, основатель инвестиционной консалтинговой компании «ВС Капитал» В. Струков считает, что создание в Украине офисов для инвесторов – хороший сигнал, но этого очень мало. Необходимо также воссоздать то, что было прежде, а именно отсутствие налоговых сборов на инвестиции в закупку основных средств.

«Если покупается оборудование, которое завозится в Украину, то не должны взиматься никакой НДС, никакие таможенные сборы. Это повышает стоимость проектов на 30 % и, таким образом, ухудшает их инвестиционную привлекательность: вместо трех-четырех лет они окупаются за семь-восемь», – пояснил он.

Кроме того, добавил В.Струков, желательно минимум на 10 лет установить нулевую ставку налога на прибыль для инвесторов.

«Многие говорят, что в Украину придут оффшорные деньги украинцев. Ну и пускай приходят. Важно создать четкие условия регулирования таких инвестиций со стороны государства. Сейчас инвестиций вообще нет, а так они придут, создадут новые рабочие места, конкуренцию и прочее», – сказал он.

В данном контексте следует отметить, что основной инвестиционный интерес к Украине проявляют страны Ближнего Востока, а не Европа и Америка. Об этом, в частности, сообщил глава Офиса сопровождения инвестиций Д. Билак в Киеве на семинаре по экономическому развитию регионов, состоявшемуся в январе 2017 г. «Когда меня назначили в начале ноября, я думал, что буду (инвестиции. – Ред.) в Америке и Европе искать. А стучат в двери страны с Ближнего Востока. Их интересует, во-первых, продовольственная безопасность, а также долгосрочные инвестиции», – сказал он.

В целом же отмечается, что зачастую частные интересы в Украине превышают интересы национальные. Фактически, внутриукраинские «разборки» тормозят внешнюю поддержку США и вообще Запада, и, в том числе, снижают интерес к Украине.

А для создания позитивного имиджа Украины в мире эксперты рекомендуют в первую очередь решить внутренние задачи, то есть начать действительно бороться с коррупцией, в том числе в высших эшелонах власти, переформатировать Генпрокуратуру и пр.

Кроме того, Украина должна предлагать свои услуги на международном рынке, а не только просить у Запада помощи. Например, Украина – единственная европейская страна, которая непосредственно сталкивалась с армией Российской Федерации; этот опыт можно использовать, его нужно предлагать, поскольку, на сегодняшний день, мы можем считаться щитом безопасности Европы.

 

Ворошилов О. Українське питання: тенденції і  оцінки експертів [Електронний ресурс] / О. Ворошилов // Резонанс. – 2017. – № 6. – С. 3–8. – Режим доступу: http://nbuviap.gov.ua/images/rezonans/2017/rez6.pdf.  – Назва з екрана.